«Неоновый демон» — рецензия на фильм

Я люблю красивые фильмы. Если фильм — приятный для глаз, с тщательно продуманными декорациями, мастерской операторской работой, освещением и архитектурными стилями, я могу простить все, что угодно в фильме. Отсутствие логики, слабый диалог и персонажи, клише сюжетных линий — я могу жить со всем этим, если мне нравится то, что я вижу.

И я не говорю о летних блокбастерах с попкорном, о комиксах Marvel или DC, о трансформерах, и так далее. Возможно, один из лучших примеров того, что для меня имеет значение в фильме, — это «Призрак в доспехах» — абсолютный провал с точки зрения смены источника аниме во всем, кроме визуалов. Я фанат оригинального мультфильма, и хотя я не ожидал многого от голливудской адаптации, я все еще не был готов к тому, что увидел: унылое, скучное кино, полное клише и страдающее от огромных дыр в сюжете. Однако мне понравились два аспекта фильма: сцены, скопированные из аниме, и изображения. Должен признаться, мне очень понравились визуальные эффекты в «Призраке в доспехах». Безумно стильная, яркая, киберпанковская смесь традиционных, современных и футуристических элементов в нарядах. Дизайн персонажа настолько поразил меня, что я дважды пересмотрел «Призрак в доспехах» только из-за того, как он выглядел.

"Неоновый демон" - рецензия на фильм
«Неоновый демон» — рецензия на фильм

«Неоновый демон» — рецензия на фильм

Хорошо, этот обзор о другом фильме, но я просто хотел объяснить. Хотя кинематография — это амальгама, сплав разных жанров, они представлены в визуальной упаковке. Поэтому я считаю, что именно визуальная сторона фильма должна быть проанализирована в первую очередь, она должна служить основным критерием оценки фильма.

Итак, имея это в виду, я наконец начинаю обзор. Это все о фильме, который я видел недавно, несмотря на то, что он был выпущен в 2016 году (насколько я медленный?). Фильм называется «Неоновый демон», и держу пари, что вы слышали о нем хотя бы раз. Теперь, прежде чем продолжить, я чувствую, что должен подчеркнуть несколько моментов. Прежде всего, я собираюсь проанализировать фильм в основном с точки зрения того, как он выглядит, а не как он изображен. Во-вторых, я не буду оправдывать или критиковать его содержание: для меня любой хороший фильм — это произведение искусства, а искусство можно только воспринимать. И «Neon Demon» — определенно произведение искусства. Наконец, я не намерен морализировать — и я не собираюсь искать скрытый смысл. Во время просмотра я сделал несколько предположений, и я поделюсь ими с вами в свое время, но я не думаю, что «Неоновый Демон» слишком глубоко скрывает свои секреты.

«Неоновый демон» (англ. The Neon Demon) — психологический триллер режиссёра Николаса Виндинга Рефна с Эль Фэннинг в главной роли. Премьерный показ фильма состоялся 20 мая 2016 года в рамках основной конкурсной программы 69-го Каннского кинофестиваля.

Фильм начинается со сцены, где молодая модель Джесси (как мы узнаем позже, ей всего 16 лет) позирует на фотосессии для Дина, фотографа. Это ее первая фотосессия в Лос-Анджелесе, куда она переехала из маленького городка в Джорджию, чтобы продолжить карьеру модели. Джесси красивая, милая девушка, и ее быстро замечают. Между ее первым кастингом и первой прогулкой на подиуме на престижном показе мод проходит всего пара дней.

Джесси становится объектом восхищения для визажиста Руби и конкурента Джиджи и Сары — двух других моделей, которых вы часто будете видеть в фильме. Руби сексуально привлекает Джесси, а модели завидуют и презирают ее. Поскольку Джесси осознает себя как желанную модель, она начинает вести себя все более и более нагло. В то же время она начинает видеть кошмары, которые становятся все более частыми по мере роста ее популярности. После одного из таких кошмаров она слышит, как кто-то суетится с замком в ее комнате мотеля. Она быстро запирает дверь и зовет Руби — ее единственного друга в городе — на помощь.

Остальная часть фильма. Джесси живет в доме Руби. Однажды Руби пытается заняться любовью с Джесси, но ее жестоко отвергают. Итак, Руби вместе с Джиджи и Сарой решили убить и съесть Джесси. В конце фильма мы видим, как Сара и Джиджи становятся востребованными моделями, хотя Джиджи, кажется, чувствует себя виноватой за то, что они сделали. Она пытается избавиться от Джесси «внутри себя» и наносит удар себе ножом. Сара равнодушно смотрит, как умирает ее подруга, и продолжает фотосессию.

Теперь я понимаю, что в моем пересказе сюжетная линия кажется странной, мягко говоря. Однако я не думаю, что упустил что-то решающее. Сюжет очень прост: молодая наивная девушка приезжает в Лос-Анджелес, быстро становится популярной, портит не тех людей и убивается. Что мне понравилось, так это то, как фильм заставил меня поверить, что это еще не все. На самом деле, я сейчас думаю о фильме с двух точек зрения, противоположных друг другу.

С одной стороны, я считаю, что фильм полон метафор. Действительно, есть фрагменты, которые заставили меня поверить, что вся история была аллегорией — и я думаю, что именно так Николас Виндинг Рефн, режиссер «Неонового Демона», хотел, чтобы фильм был показан. Фильм полон символов. Например, однажды Джесси входит в свою комнату в мотеле, она видит рысь — или какую-то другую большую кошку — и паникует. Когда я увидел этот фрагмент, Джесси начала осознавать силу, которая лежит в ее внешности, ее физическую красоту — и все же, не зная, что делать с этой силой, она боится ее. Это, однако, противоречит тому, что она говорит Руби ближе к концу фильма — что она всегда осознавала себя красивой и что она всегда знала, как ее красота влияет на людей. Но в любом случае я придерживаюсь своего предположения.

Мне понравилась сцена на показе мод, когда Джесси шла по подиуму, глядя на синий неоновый треугольник перед ней. Фрагмент декорации шоу, в какой-то момент треугольник стал символом чистоты Джесси: чистые синие линии и цвета указывают на ее невиновность — и когда вы видите, как они становятся красными, вы понимаете, что трансформация Джесси началась, и этот успех изменил ее. В конце концов, «Неоновый демон» — это отсылка к Джесси, а не к кому-либо еще в этом фильме.

Все, что связано с людоедством, — это явное проявление ревности, зависти, гнева и беспомощности. В некоторых примитивных культурах акты каннибализма служили ритуальной цели — поглощать силу падшего врага, объединяя и ассимилируя его или ее духовную силу. С этой точки зрения мы видим, что Джиджи и Сара достигли успеха: вскоре после того, как они убивают и едят Джесси, они становятся востребованными популярными фотографами моды, которые раньше их не замечали.

Что я не совсем понял, так это сцена с Руби в морге, где она занималась «любовью» с одним из трупов (и да, это выглядит так же тревожно, как и звучит). Возможно, это должно было символизировать ее отклонение объектом ее страсти — то, что она чувствовала, когда осознала, что ей не нужно такое божественное существо, как Джесси. Или, возможно, это была метафора ее угасшей любви и страсти. В любом случае, я чувствую, что эту сцену следует смотреть так же, как и весь фильм: с разумным скептицизмом и критическим подходом.

В то же время мне крайне заманчиво смотреть весь фильм как есть. Иногда я даже думаю, что все только выиграет от этого. Вообразите чрезвычайно красивые и стильные, несколько гротескные образы (я вернусь к визуальной части фильма позже). Разве это не было бы невероятно, чтобы оживить такие художественные оформления эквивалентно гротескными, несколько тревожными и даже болезненными сценами? С этой точки зрения «Неоновый демон» становится сюрреалистической картиной, наполненной подсознательными посланиями и табу. Некоторые из них являются абсолютными, такие как каннибализм и некрофилия, которые сегодня не допускаются ни в одном цивилизованном обществе. Некоторые из них более привычные, но все же «острые», так сказать: сексуальные домогательства в шоу-бизнесе, нереальные стандарты красоты, почти мучительные виды процедур, которые необходимо пройти, чтобы сохранить свой внешний вид. Если смотреть без каких-либо спекуляций, «Неоновый демон» превращается в грязный, но абсурдный фильм, в котором странно сочетаются отличная музыка, потрясающие визуальные эффекты, а больная сюжетная линия превращается в один абсурдный коктейль.

Говоря о том, как это выглядит, я не могу не приветствовать художников и стилистов, которые работали над фильмом. Каждый кадр блестящий. Операторская работа выдающаяся: все ракурсы дополняют настроение и контекст истории, а освещение просто потрясающее. Весь фильм балансирует на выступе между неоновым синим и неоновым красными цветами, причем эти два цвета постоянно присутствуют в кадре. Синий и красный цвета находятся в противоположных концах спектра, и природа этих цветов отличается с точки зрения физики: красный цвет имеет гораздо большую длину волны, чем синий. Помимо того, что это, возможно, еще одна метафора. Также очень трудно снимать при таком освещении — хотя это заставляет фильм выглядеть потрясающе.

Что касается саундтрека, он мне так понравился, что я нашел его в iTunes и скачал весь альбом. Стильная, холодная, несколько отстраненная и даже отчужденная музыка в фильме идеально вписывается в контекст.

Игра была также на одном уровне. Это все, что я могу сказать. Я никогда не забочусь об актерской игре (если только она не удивительна или ужасна). Допустим, в «Неоновом демоне» вам достаточно поверить в то, что происходит на экране.

В целом фильм мне понравился, хотя я бы больше не смотрел его. Это оставляет странное послевкусие: вам нравится то, что вы видели, но вы не хотите попробовать его снова. Вкус исчезает слишком быстро и слишком незаметен, чтобы его можно было понять и распознать. Но я думаю, что «Neon Demon» может извлечь выгоду только из этого обстоятельства.